4. Основы профилактики заболеваний органов зрения у детей



Скачати 91.88 Kb.
Дата конвертації09.06.2021
Розмір91.88 Kb.

4. Основы профилактики заболеваний органов зрения у детей

В связи с высокой распространенностью функциональных нарушений и начальных форм заболеваний ОЗ среди учащихся общеобразовательных учреждений нами разработана концептуальная модель по профилактике и коррекции нарушений и начальных форм заболеваний ОЗ у школьников, основой которой является медико-образовательный модуль. Это трехуровневая система, включающая в себя подходы к ранней диагностике и коррекции нарушений ОЗ (I), оптимизацию двигательной активности и физическое воспитание школьников (II), обучение учителей, родителей и самих детей школьного возраста основам здорового образа жизни с использованием структурированного набора информационно-методических материалов (III).

Для создания указанной модели была использована ранее разработанная Концептуальная модель профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников. Эффективность этой модели была доказана в 2010 г. [13, 14], что позволило нам рекомендовать ее для использования при разработке профилактических медико-организационных моделей по другим нозологиям в качестве алгоритма.

Помимо высокой распространенности и социальной значимости, выбор в качестве другой нозологии нарушений и заболеваний ОЗ у школьников объясняется тесной взаимосвязью и взаимозависимостью патологических состояний ОЗ и костно-мышечной системы, а также принадлежностью этих двух нозологий к школьно-обусловленным.

Медицинская составляющая модуля

Одним из важнейших направлений охраны здоровья детей и подростков является раннее обнаружение отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздоровительной и профилактической работы. Для повышения качества наблюдения за здоровьем детей и подростков в начале 90-х годов в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей (Москва) была разработана программа скрининг-тестирования для массовых профилактических медицинских осмотров детей. За прошедшие годы она была расширена и дополнена [1].

В программе скрининг-тестирования, которую должна осуществлять медицинская сестра образовательного учреждения в отношении всех учащихся ежегодно, значительное место отведено тестам, направленным на выявление нарушений зрения:

• исследование остроты зрения;

• выявление предмиопии (склонности к близорукости)

при помощи теста Малиновского;

• диагностика нарушений бинокулярного зрения с помощью теста Рейнеке;

• определение скрытого косоглазия.

При проведении врачебного этапа профилактического осмотра в образовательных учреждениях врач-офтальмолог с учетом данных скрининг-тестирования проводит офтальмологическое обследование учащегося и при необходимости направляет его на углубленное обследование и лечение в детскую поликлинику (детское отделение амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети) или составляет индивидуальные рекомендации по профилактике прогрессирования и коррекции нарушений зрения в школе и дома.

Лица с нарушениями зрения любой степени подлежат диспансерному наблюдению, и с учета их не снимают. При слабой и средней степени нарушений зрения их осматривают 1 раз, при высокой — 2 раза в год.

Главная задача диспансеризации и лечебных мероприятий — приостановить или замедлить прогрессирование болезни и предупредить развитие осложнений, а среди детей группы риска — предупредить развитие болезни.

Образовательная составляющая модуля

Для повышения уровня информированности учащихся средних и старших классов по вопросам профилактики и коррекции нарушений и заболеваний ОЗ разработаны уроки здоровья, которые проводят врачи в общеобразовательных учреждениях.

Уроки здоровья рассчитаны на 2 учебных часа. Темы: «Формирование правильной посадки за учебным столом, партой» (1 ч); «Формирование правильной посадки при работе за компьютером» (1 ч).

Для каждого урока представлены цель, задачи, необходимый объем знаний и навыков, методика, контрольные вопросы для проверки знаний, задания на дом.

Целью уроков здоровья является формирование у школьников сознательного отношения к выполнению правил соблюдения правильной посадки за учебным столом и при занятиях за компьютером. Для этого на уроках здоровья детей обучают тому, как следует правильно сидеть, знакомят и демонстрируют доминанты правильной посадки за учебным столом и компьютером, а также возможные последствия для здоровья при неправильной посадке.

Кроме того, уроки здоровья способствуют исправлению неправильно сформированных навыков непосредственно в процессе занятий.

Усвоение указанных навыков формирует у школьников стереотип правильной посадки. В формировании этого стереотипа первичным оказывается овладение характерным мышечно-суставным чувством, которое становится эталоном нормы и на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей посадкой. Однако следует учитывать тот факт, что правильная посадка относится к двигательным навыкам, которые трудно формируются и могут быть утрачены при отсутствии самоконтроля, поэтому участвовать в формировании правильной посадки у учащихся необходимо не только медработникам школы, но и всему школьному коллективу.

Другим эффективным способом профилактики негативных последствий зрительных нагрузок является проведение утренней зарядки и физкультминуток на уроках и переменах, которые относятся к т. н. малым формам физического воспитания.

Проведение зарядки и физкультминуток входит в обязанность учителя и является одним из компонентов их деятельности по сбережению здоровья школьников. Учителя включают эти виды двигательной активности в свою работу, однако они сталкиваются при этом со следующими проблемами:

• одни и те же упражнения быстро надоедают детям, а загруженность и высокая интенсивность труда педагога не позволяют часто менять задания, поскольку это требует дополнительного времени на подготовку, а также быстрого переключения с основного учебного материала на содержание комплекса;

• на каждом уроке на динамическую паузу отводится 3–4 мин, хотя желательно, чтобы в течение дня периодически были задействованы все группы мышц, в т. ч. и глазные, испытывающие основную нагрузку во время занятий в классе;

• многие упражнения не приспособлены к условиям ограниченности движений в пространстве классных комнат.

Таким образом, запрос педагогического коллектива заключается в том, что школе необходим набор коротких комплексов упражнений, включающий весь диапазон рекомендованных для ежедневного выполнения движений, удобных для проведения в классах и требующих минимальных организационных затрат.

В рамках реализации программы двигательной активности школьника совместно с педагогическим коллективом базовой Школы здоровья № 539 Юго-Западного административного округа Москвы в качестве современной информационной технологии предлагается создание фильмотеки зарядок и физкультминуток для ежедневного использования на уроках посредством трансляции в классе на экране с помощью видео-средств (преимущественно для начальной школы).

С помощью данной технологии станет возможно:

• обеспечить многообразие коротких комплексов упражнений с возможностью их варьирования;

использовать разные упражнения, направленные на все группы мышц, включая глазные, при занятиях в классе в течение дня и недели;

• сделать каждый комплекс привлекательным для детей и удобным для учителя.

Основной идеей создания фильмотеки зарядок и физкультминуток является систематическое (ежедневное) обеспечение и грамотное выполнение упражнений, направленных на профилактику нарушений ОЗ и костно-мышечной системы, а также приобретение ими статуса потребности в естественных каждодневных гигиенических процедурах.

В процессе реализации указанной образовательной идеи авторы придерживались приведенных ниже принципов.

• Необходимо, чтобы в съемках видеофильмов участвовало как можно больше детей.

• Поскольку учитель в классе не всегда может оценить и отследить, верно ли ребенок выполняет движение или лишь имитирует его, контроль выполнения упражнений должен осуществлять преподаватель физкультуры — автор данных комплексов. Этот педагог на своих занятиях постепенно разучивает с детьми различные комплексы упражнений. Выполнение упражнений отрабатывается, корректируется, детям разъясняют назначение тех или иных движений. Когда комплекс освоен достаточно хорошо, производят съемку его группового выполнения всеми учащимися класса.

При просмотре фильма каждый ребенок видит свое исполнение, может сравнить себя с другими, получить комментарии и рекомендации учителя физкультуры. В дальнейшем при проведении физкультминуток в классе дети двигаются уже достаточно правильно и осмысленно.

• Участие в съемках дает детям дополнительную мотивацию. Во-первых, они знают, что их фильм будут использовать и другие классы, поэтому им хочется выглядеть на съемках как можно лучше. Во-вторых, наблюдая себя со стороны, ребенок обнаруживает свои ошибки и в следующий раз старается сделать все правильно. Учащиеся классов, у которых еще нет своего фильма, получают дополнительный импульс для его создания.

• Все упражнения выполняются под музыку.

• Для лучшего восприятия фильма его показ осуществляется в широком формате на интерактивной доске.

Первоначально снимали фильмы, в которых упражнения показывал один человек — учитель физкультуры или школьник, но в ходе работы стало ясно, что, снимая в качестве инструкторов-ведущих всех учащихся класса, удается достичь лучших результатов.

Работа по созданию фильмов началась в 2011/2012 учебном году. В настоящее время уже имеется 5 фильмов. После оснащения большинства классов интерактивными досками (2012–2013 гг.) фильмы стали использовать ежедневно практически все учителя начальной школы и 5–6-х классов средней школы (общий охват 10 классов).

Таким образом, начало реализации идеи превращения физических упражнений в обязательный и привычный компонент жизни учащихся положено. Кроме того, обеспечение учителей удобным «инструментом» для проведения физкультминуток на уроках решает задачу оптимизации труда педагога.

Однако следует учитывать, что физкультминутки — это только один из факторов воздействия на состояние ОЗ и костно-мышечную систему детей и подростков наряду с уроками физкультуры, занятиями в группах оздоровительной физкультуры, спортивных секциях, кружках бальных танцев, а также подвижными играми на воздухе, в группах продленного дня и пр.

Всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, тренировке координации движений, ловкости и меткости способствуют подвижные игры. Игры, проводимые на свежем воздухе, особенно в светлое время суток, также закаливают организм и укрепляют иммунитет, что не только способствует улучшению остроты зрения, но и снижает вероятность воспалительных заболеваний глаз [18, 19].

Детям с нарушениями и заболеваниями ОЗ показаны специальные занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Комплексы упражнений для оздоровления этого контингента учащихся имеют общеукрепляющую, профилактическую и коррекционную направленность [20].

Помимо занятий ЛФК в школе рекомендуется выполнять эти упражнения в качестве домашних заданий. Метод домашних заданий как связующий элемент ЛФК в школе и дома позволяет повышать качество выполняемых ребенком упражнений. Помощником в этой работе должна стать семья.

Родителям необходимо осознать необходимость совместной и согласованной работы школы и семьи. Это обеспечит единые взгляды на значение гигиенических требований и норм поведения в жизни человека, позволит в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания и умения, трансформировать их в навыки и привычки. Только единство гигиенических требований к ребенку в школе и семье может дать положительные результаты.

Эффективное осуществление этих принципов в значительной мере зависит от медико-гигиенических знаний и навыков родителей. Для медицинской грамотности родителей требуется их обучение, а также формирование мотивации к получению медико-гигиенических знаний.

С целью повышения уровня медицинских знаний учителей и родителей по профилактике и коррекции нарушений и заболеваний ОЗ у школьников нами разработана тематика обучающих семинаров и лекций для проведения их на педагогических советах и классных родительских собраниях. Медицинские работники в школе должны принимать активное участие в этой работе: проводить

индивидуальные беседы и консультации с родителями детей и подростков, у которых выявлены те или иные нарушения ОЗ, снабжать их соответствующей литературой и инструкциями, предупреждать о прогрессировании заболевания.

В качестве информационно-методического раздаточного материала по указанной тематике нами подготовлены и внедряются учебно-методические и научно-популярные материалы.

Известно, что наиболее приемлемой формой общения в социуме, особенно среди школьников, являются отношения «ученик в роли учителя». В связи с этим для обучения учащихся в рамках предлагаемого модуля мы рекомендуем привлекать наиболее активных школьников, которые имеют положительную установку (мотивацию) на сохранение и улучшение собственного здоровья, высокий уровень знаний по вопросам заболеваний органа зрения, а также желающих поделиться своим знанием со сверстниками.

Непреложным условием подготовки и использования тех или иных видов информационной поддержки является формирование целевых групп потребителей информации [21]. Формирование целевых групп осуществляется с выделением первичных и вторичных целевых аудиторий (рис. 2).

Первичная целевая аудитория — это та часть населения, которую в наибольшей степени затрагивает проблема, кто вероятнее всего отреагирует на эту информацию и получит от нее максимальную пользу. В нашем случае — это учителя, родители и члены семьи, учащиеся.



Определяя первичную целевую аудиторию, следует учитывать возраст, пол, уровень образования и др.

Вторичная целевая аудитория — это те профессиональные или общественные группы, которые могут донести информацию до первичной целевой аудитории и повлиять на изменение ее поведения. В нашем случае — это администрация школы, врачи, медицинские сестры, методисты и инструкторы ЛФК, психологи, журналисты и издатели.

Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©res.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка