Модульные вопросы 3



Дата конвертації09.06.2020
Розмір127 Kb.
    1. Модульные вопросы 3


Максимальная оценка - 100 баллов

 

  Дайте краткие ответы на вопрос.

 

1. Назовите основные черты философии Возрождения?


К основным чертам философии Возрождения относят - антропоцентризм, гуманизм. Также относят:

  • Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы,

  • во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности – Демокрита, Эпикура;

  • в-третьих, тесная связь с естествознанием;

  • в-четвертых, исследование проблемы человека.

В эпоху Возрождения философия сориентирована на познание природы, в связи с этим она оказывается в значительной степени натуралистической, натурфилософской в своих основных представлениях о мире. 

2. В чем заключается


сущность социальных утопий? Кто основатель этих взглядов? Утопический социализм — принятое в философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. В ходе своего развития утопия претерпевала значительные изменения и объективизировалась в различных сферах культуры, принимая самые разные формы. Несмотря на это разнообразие, утопия как феномен сознания и культуры с момента зарождения и до наших дней характеризуется набором устойчивых черт, которые позволяют отделять утопическое от других форм сознания. Инвариантными для социальной утопии являются следующие черты: критицизм в отношении существующей действительности (проявляется в недовольстве существующим бытием, в критике современного утописту общества и служит для утверждения разумности и справедливости выдвигаемого утопистом идеала), ориентация на идеал (выражается в том, что в утопии разрабатывается идеал общества, социальных отношений, явлений культуры и предполагается несовместимое с природой идеала его полное осуществление), рационализм (утопия базируется на принципах рационализма при построении идеального общества и понимании природы человека), альтернативность (выражается не только в неприятии утопистом действительности, но и в резком противопоставлении нового идеального общества этой действительности), субъективизм (заключается в том, что утопист, конструируя модель нового общества, не учитывает всех законов развития и воплощает в идеале собственные представления и ценности). Социальная утопия индустриального общества базировалась на классической научной и философской картине мира, на классическом рационализме и теории прогресса. Для нее были характерны следующие особенности: универсализм, тотальная рационализация, статичность, регламентация и проработка всех деталей идеала, ориентация на всеобщее и игнорирование индивидуального. Именно в индустриальную эпоху укрепилась вера в возможность осуществления утопии. Идеал усматривался в будущем, и создатели утопии активно призывали к его воплощению. Важной особенностью современной утопии выступает её плюралистичность. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор. Его главное сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) .

3. Основателем


какого литературного жанра считают Мишеля де Монтеня? Какое произведение
написано им в этом жанре?

Основателем жанра есе . Его книга «Пробы». Где его цель была – изобразить самого себя.

4. Какие
идеи обосновывал в своих  работах Н.
Макиавелли? В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Таким образом, Макиавелли смог первым поставить в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности. И попытался дать на него ответ.

Он настойчиво предлагал идею о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» Макиавелли призывал к переходу от наёмной к набираемой из граждан государства армии по призыву. И приводил в пользу этого множество исторических примеров.

Макиавелли выступал за республиканское правление, но в «Го­су­да­ре» поддержал единоличную власть го­су­да­ря, на­де­лён­но­го доб­ле­стью и великодушного. Только та­кой правитель, по мне­нию Макиавелли, смо­жет вос­ста­но­вить разрозненную и разоренную Италию с помощью всех воз­мож­ных, даже предосудительных, сред­ст­в.

Среди идеальных принципов Макиавелли можно отметить и такое человеческое качество как доброту. В "Рассуждениях..." он отмечает, что долг каждого честного человека — учить других тому добру, которое из-за тяжелых времён и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными в это. Труд «Государь» представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти.



5. Дайте определение основным
направлениям западноевропейской философии Нового времени?

Рационали́зм (от лат. ratio — разум)  метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч. ἐμπειρία — «опыт», «знание» (приобретаемое опытом) — направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему.

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания, эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Гегелья́нство (нем. Hegelschule: Гегельянская школа) — философское направление, опирающееся на наследие Гегеля. Зародилось в Германии в 30-х гг. XIX века и сразу разделилось на две партии, которые по аналогии с парламентскими фракциями периода Великой Французской революции были обозначены Давидом Штраусом как левое и правое гегельянство.

Философия жизни (нем. Lebensphilosophie)  иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.

Эмпириокритици́зм, (др.-греч. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм»)  философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

Маркси́зм  философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

6. В
чем сущность механического материализма?

Просвещение следует считать не столько самостоятельным философским направлением, сколько широким общественно-политическим движением с оригинальной идеологией, оно нуж­далось в обстоятельной философской базе, каковой стал меха­нистический материализм. Основные положения этого самого влиятельного направления в философской мысли Нового времени (и одновременно, своего рода «второй волны» матери­ализма в западной философии после античного материализма Демокрита и Эпикура) систематизированы в труде крупнейшего французского философа-материалиста и идеолога Великой Фран­цузской революции Поля Анри Гольбаха (1723 — 1789) «Система природы».   Метафизический (или механический) М. 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между М. и диалектикой; в М. встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

7.     Какие основные идеи концепции Просвещения?



Просвеще́ние — передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве; система культурно-просветительных мероприятий и специальных учреждений страны. Цели, задачи и структура просвещения имеют конкретно-исторический характер и зависят от уровня экономического, политического и культурного развития общества. Кант считал, что для просвещения требуется только свобода, и такая свобода, при которой в любом случае можно публично пользоваться собственным разумом. Он также говорит, что публика может себя просветить сама при наличии той же свободы, так как даже среди поставленных над толпой опекунов найдутся самостоятельно мыслящие, которые, сбросив с себя иго несовершеннолетия, распространят вокруг дух разумной оценки собственного достоинства и призвания каждого человека мыслить самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что публика, до этого поставленная ими под это иго, затем заставит их самих оставаться под ним, если ее будут подстрекать к этому некоторые ее опекуны, не способные ни к какому просвещению. Вот как вредно насаждать предрассудки, которые в конце концов мстят тем, кто породил их или кто был предшественником тех, кто породил их. По этой причине публика может достигнуть просвещения только постепенно.

Различают следующие направления просвещения как вида работы специалиста по распространению специальных знаний:



  • Культурное просвещение

  • Санитарное просвещение

  • Психологическое просвещение

  • Педагогическое просвещение

  • Половое просвещение

  • Половое просвещение, ограниченное воздержанием

  • Политическое просвещение

  • Религиозное просвещение

Под просвещением понимается идейное течение «длинного XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIXXX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

8. Прокомментируйте


высказывание П. Браччолини: «То, что свойственно нам от природы, менее
всего  достойно осуждению».  Согласны ли вы с ним?

Природа — это «госпожа и устроительница мира» , и строить нравственность следует из того, «чего требует природа человека». Так природное начало находит свое оправдание: «...то, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения», заявляет Поджо Браччолцнп.

Гуманисты редко когда прямо оспаривают христианское учение о грехопадении — они о нем просто напрочь забывают, н в своих построениях не принимают его в расчет. Если человек есть неразрывное природное единство тела и души, материального и духовного начал, то и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, не преодоления греховной природы, а напротив,— следования природе. Место конфликта занимают поиски согласия и гармонии. Это относится как к природе самого человека, так и к положению человека в окружающем его мире—мире природы и общества, также получающем свое оправдание.

Такая постановка вопроса о человеческой природе прежде всего антискептична, она противостоит средневековому христианскому учению о ничтожестве и тщете «мира» и человека. Она противостоит и христианской нравственности, рассматривавшей именно борьбу и преодоление земной человеческой природы, привязывающей человека к миру, как величайший подвиг во имя спасения души. Христианскому подвижничеству, монашеской святости нет места в гуманистическом учении о человеке. Уход от мира, отказ от следования собственной природе, преодоление земных соблазнов —все это не имеет прежней ценности в системе гуманистической морали. Более того — поскольку именно следование природе провозглашается главной целью и обязательным условием достойного человека существования, всякое отступление от природы (тем паче—борьба с ней-) представляется противоестественным, а стало быть,— не чем иным, как жалким лицемерием. Именно «лицемерием» считают гуманисты приверженность враждебному природе аскетическому монашескому идеалу.

9. На
вопрос о моральных принципах политики Ф. Бекон отвечал: «Она должна быть
порядочной».  Считаете ли вы справедливой
эту мысль? Обоснуйте свою точку зрения.

Порядочность — это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам. ... Порядочность как моральное качество является категорией этики и входит в более широкое этическое понятие Добра.

Отец Ф. Бэкона более 20 лет был лордом-хранителем большой королевской печати при королеве Елизавете. Современники считали его вторым человеком при дворе после лорда-казначея. Мать Фрэнсиса Анна была дочерью А.Кука, наставника короля Эдуарда VI в молодости, получила блестящее для своего времени образование. В семье царила атмосфера интереса к политике и науке. Отец дал детям первые уроки в области политики, права, ораторского искусства. Мать учила детей древнегреческого, латыни, французского. Уже в детстве Фрэнсис обнаружил исключительную одаренность - в 12 лет поступил в Тринити-колледж Кембриджа, и за три года прошел весь курс "свободных наук" того времени. С целью подготовки Ф. Бэкона к политической карьере отец отправил его в 1576 г. до Франции в свите английского посла. Это было через четыре года после Варфоломеевской ночи. Под впечатлением печального опыта Франции в Ф.Бекона появилась мысль о религиозных войны как о большом горе и необходимости веротерпимости. В связи с внезапной смертью отца Ф. Бэкон покинул Францию в 1579 г., учился в юридической школе Грейз-Инн, в 1582 г. стал адвокатом и быстро приобрел популярность юридической практикой и трактатами в области права.

В 1584 г. Бэкона впервые избрали в палату общин британского парламента. Здесь он выступал за благоустройство мер и весов, на защиту веротерпимости, реформы права и завоевал значительный авторитет.

В 1603 г. умерла Елизавета I, королем Англии стал Яков I, при котором началось политическое возвышение Ф. Бэкона. В 1603 году он получил рыцарское достоинство, в 1607 г. стал генеральным солиситором (представитель короля в судах), в 1613 г. - генеральным атторнеем (высшая должность в сфере юстиции). В 1617 г. Ф. Бэкон стал лордом-хранителем большой королевской печати, в 1618 г. он - лорд-канцлер Англии. В 1618 г. получил титул барона Веруламского, в 1620 г. - виконта Сент-Олбанского. В 1621 г. Бэкона обвинили в получении взяток, приговорили к штрафу в 40000 фунтов стерлингов, заключению в Тауэр на срок "по усмотрению короля" и запретили занимать любые государственные или общественные должности. Надо сказать, что в тюрьме Бэкон пробыл три дня, король освободил его от штрафа, а три года спустя дарил полное прощение, однако к политической деятельности не допустил. Отойдя от политики, Ф. Бэкон занимается написанием философских и исторических трудов.

10. Почему Ф. Вольтер утверждал, что если
бы Бога не было, то его нужно было бы измыслить?

В своём выражении знаменитый французский просветитель Вольтер затрагивает проблему важности религии для общества. Автор считает, что человечеству необходима вера. Я согласен с мнением Вольтера и считаю, что религия выполняет множество полезных и необходимых функций. Религия представляет собой веру человека в сверхъестественные силы. В современном мире религия выполняет огромное количество функций. Она способствует интеграции общества, развитию культуры, передаче накопленного опыта следующим поколениям. Ярким примером такого воздействия на общество религией является одно из самых знаменательных событий в русской истории – Крещение Руси в 988 году. Если посмотреть с точки зрения истории на это событие всё станет предельно ясно. Князь Владимир объединил общество единой верой (не забыв и о своей личной монархической власти). Также это способствовало общему окультуриванию всего народа, приобщение его к ценностям византийского общества. Но поговорив о функциях религии применительно ко всему обществу в целом, нельзя не отметить, что религия вносит большой вклад в социализацию личности – процесс усвоения человеком знаний и навыков, социальных норм и ценностей, накопленных в обществе и выступающих залогом успешного включения и функционирования человека в обществе.



В частности, религия помогает человеку в осмыслении своего места в мире, психологически компенсирует ограниченность и бессилие людей, а также выступает в роли цензора человеческих поступков. Примеров среди выдающихся личностей, святых и литературных героев масса, но я хотел бы остановиться на герое рассказа Н.С.Лескова «Однодум». Александр Рыжов был с детства приучен к религии и всегда с собой носил Библию. Вскоре он поступил на государственную службу, где всех удивил своей бескорыстностью и честностью, именно благодаря этому он продвигается по карьерной лестнице и получает государственные награды. Во всём этом ему помогла твёрдая вера, которая в минуты голода и холода ободряла его, делала сильнее, а в минуты, когда соблазн был очень велик, позволяла оставаться невозмутимым в принятии верных и справедливых решений. Из всего вышесказанного хотелось бы сделать вывод. Религия – очень важная часть духовной жизни личности и общества в целом. Она выполняет множество функций, наряду с моралью и нравственностью.



Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©res.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка